Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 10
Впрочем, нередки и выразительные песенные темы, как в прекрасной балладе House With No Door, в начале A Plague of Lighthouse-keepers и а ее последнем разделе (с постепенным повышением эмоционального "градуса" благодаря восходящим секвенциям и уплотнению звучания: к скупому фортепианному аккомпанементу присоединяется хор, орган, электрогитара), щемяще-мелодичном.
Такой типичный для рок-музыки тип тематизма, как рифф (короткая повторяющаяся мелодико-ритмическая формула), у VDGG практически не используется — либо потому, что они уделяли мало внимания гитаре и басу (основным "носителям" риффа в фактуре), либо потому, что группе требовались более протяженные, развернутые высказывания. В магазине folkcd.ru вы можете приобрести metal cd. Широкий ассортимент музыкальных дисков от фолка до металла позволит вам найти музыку себе по душе. Среди немногочисленных примеров — четкий, "рубленый" и (разумеется) нисходящий рифф Pioneers Over С (Still Life).
Роль риффа часто берут на себя малообъемные секвенцирующиеся мотивы в партиях клавишных и духовых (контрапункты).
От "Готики" к Шостаковичу Стилистика VDGG сложилась благодаря уникальному сочетанию переосмысленного барокко (а этим переосмыслением, впрочем, занималась вся музыка XX века), авангарда и наиболее изощренных форм рок-музыки. Но у VDGG барокко — это, за редкими исключениями, не стилизация, как у ELP, Gentle Giant и Procol Harum, не пришивание ярких стилевых "заплат" на затрепанные рок-одежки, а разговор с "классикой" на одном языке, глубинное претворение художественных принципов и — главное — эстетики, самого духа той эпохи. По атмосфере музыка "Генератора" и близка к готике — "мрачному средневековью", каким оно предстает в общественном сознании, но с точки зрения стилистики точнее говорить о XVII веке. Это, впрочем, не исключает и использования конкретных композиционных приемов и моментов стилизации.
Барокко (и более ранние эпохи) у "Ван дер Грааф" — это:
а) модальная гармония (нет четких тонико-доминантовых соотношений, что вообще типично для рока); логика соединения аккордов кажется странной и даже парадоксальной; b) простые трезвучия и их обращения используются как яркая альтернатива "современным" кластерам, диссонансам; c) типичная басовая фигура — нисходящий ход от 1 ступени к 5-й, как в чаконе, пассакалье. Таково, например, начало Man-Erg из Pawn Hearts, которое явно стилизовано под барокко (включая баховские трубы в припеве). Но очень часто "чистая" трезвучиость у VDGG как бы искажена, "смазана" различными неаккордовыни звуками, "перечащими" тонами, слышимыми обертонами саксофонов и органа, использованием нетемперированного строя у духовых (ну не мог Джексон при его-то темпераменте играть академически "чисто"!); d) обилие органных звучностей (тембр церковного органа), часто соло; e) хоральный тип изложения материала (аккорды в "узком" расположении); i) общая траурность, скорбность, экзальтированность, обращенность "ввысь".
Другие новости по теме:
Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 12Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 11Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 8Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 7Van Der Graaf Generator: Электричество смотрит нам в лицо. Часть 2
|